Страшно не летать

31 Просмотра

15 августа 2019 года — второй день рождения у 233 человек, пассажиров и членов экипажа самолета, летевшего из Москвы в Симферополь. 

Вскоре после взлета у самолета отказали оба двигателя, и он бы упал и разбился, если бы не правильные и своевременные действия пилотов. Самолет посадил вручную Дамир Юсупов, получивший звание Героя России, выпускник юридического факультета ЧувГУ им. Ульянова.

16 июня он приехал в Чебоксары на открытие арт-объекта, посвященного его подвигу, — скамейки “Мягкая посадка”. Нам удалось пообщаться с героем.

Мечта не давала покоя

Дамир Касимович родился в 1977 году в городе Игарке, через какое-то время семья переехала в Сызрань. В этом городе и сейчас родной дом Дамира, в котором его всегда ждут с работы жена и дети.

Стать пилотом наш герой хотел уже в детстве, правда, тогда он мечтал управлять вертолетом Ми-8. Что неудивительно, ведь папа мальчика работал командиром экипажа такого вертолета, затем был командиром эскадрильи. А мама трудилась в аэропорту медиком, проводила предрейсовые осмотры летчиков.

Но сразу стать пилотом у Дамира не получилось: когда после армии он попытался поступить в летное училище, его забраковала медкомиссия. Тогда юноша поступил на юридический факультет в ЧГУ им. И.Н. Ульянова и в 2005 году успешно завершил обучение. Затем лет пять проработал по специальности, в том числе в администрации родной Сызрани.

Но мечта не давала покоя, и наш герой сделал еще одну попытку стать летчиком. И у него получилось, он поступил в Бугурусланское летное училище гражданской авиации и окончил учебу с отличием. С 2013 года по сей день работает в авиакомпании “Уральские авиалинии”, с 2018 года в качестве командира воздушного судна.

Отказался от заманчивых предложений

После того героического события Дамиру поступали весьма заманчивые предложения. Например, сотрудничать с одной из крупнейших мировых авиакомпаний Emirates Airline или поработать в авиаотряде “Россия” с перспективой стать личным пилотом Владимира Путина, а еще ему предлагали стать депутатом Государственной Думы от одной из политических партий. Но наш пилот от всех предложений отказался и продолжает работать в “Уральских авиалиниях”.

“Меня всё устраивает: коллектив, зарплата, отношение к работникам компании. А за границу не хочу, мне в России нравится”, — объясняет Дамир Касимович.

Кстати, график работы у него плотный, летает, можно сказать, через день, в месяц у него выходит 80-90 часов полетного времени.

Всего в “Уральских авиалиниях” около 50 самолетов и более 500 пилотов. Угадать борт, которым будет управлять Дамир Юсупов, чтобы попасть именно на него, практически нереально.

Никому не пожелаю

Тот злополучный день Дамир, конечно же, помнит во всех подробностях, но не очень любит о нем говорить: “Во многих СМИ тот случай называют чудом, радуются, что все так благополучно закончилось. Но лучше бы этот инцидент не произошел. Всё это очень неприятно, никому не желаю такое пережить. Расследование, кстати, продолжается до сих пор, и самолет поврежден. Что хорошего?

Вероятно, все было бы очень печально, если бы поблизости не оказалось кукурузного поля: толстые высокие стебли, вспаханная земля смягчили посадку, удалось избежать повреждения и взрыва топливных баков. Ведь самолет приземлялся на брюхо: я принял решение отключить поступление топлива и убрать шасси. И неизвестно, как бы себя повел в этой ситуации другой экипаж”.

Все могли погибнуть

Пилот рассказывает, что примерно через минуту после взлета, когда самолет только начал набирать высоту, двигатели повредили птицы, которые попались ему на пути. В салоне запахло гарью, стали мигать лампочки, появился странный звук. В иллюминатор пассажирам, сидевшим рядом с крыльями самолета, были видны вспышки пламени из моторных отсеков. Судно стало терять высоту.

“Мы летели на высоте всего около 100 метров, у нас не было возможности вернуться в аэропорт. Я начал действовать: где-то по инструкции, где-то по интуиции. Бояться или паниковать времени не было. Полет продлился всего 1,5 минуты, еще минута понадобилась, чтобы всех эвакуировать, к счастью, никто не погиб. С теми пассажирами мы до сих пор поддерживаем связь, у нас в соцсетях создана своя группа, иногда встречаемся. Многие из них тогда не отменили поездку в Крым и вскоре полетели туда на другом самолете, а у кого-то появилась боязнь полетов, и они отправились отдыхать на машине”.

Буду летать, пока не спишут

Кстати, психологически членам экипажа тоже пришлось непросто, с ними после инцидента работали психологи.

“Я начал пилотировать только месяц спустя, — делится Дамир. — Было сильное волнение. Сначала летал с инструкторским составом, когда через несколько рейсов стало понятно, что все нормально, начал летать как обычно”.

На самый часто задаваемый вопрос после того чрезвычайного происшествия “Страшно ли летать?”, Дамир ответил так: “Если было бы страшно, я не пошел бы в пилоты. Для нас, летчиков, не летать страшно, нам надо постоянно взаимодей­ствовать с самолетом, иначе может появиться неуверенность”.

Наш герой уверяет, что современные воздушные суда — одни из самых безопасных видов транспорта. И даже если в самолете откажут двигатели, он может планировать и приземляться, а не падать камнем вниз.

Человеческий фактор под контролем

Существует, конечно, человеческий фактор, но этот риск сводится к минимуму за счет того, что пилотов два, они контролируют друг друга, перепроверяют, а если один вдруг отключится (мало ли что), второй сможет самостоятельно посадить самолет. К тому же раз в полгода каждый пилот проходит двухдневную, по четыре часа в день, тренировку на специальном тренажере: в муляже кабины самолета отрабатывают действия в разных аварийных, экстремальных ситуациях. Если пилот во время занятия продемонстрирует неверные действия, то его не допустят к дальнейшим полетам, поэтому, признался Дамир, даже опытные летчики перед такими проверками волнуются.

С мягкой посадкой

Дамир редко посещает Чувашию, так как у него слишком плотный рабочий график. После учебы он был у нас лишь раз — в 2018 году. Но студенческие годы, проведенные в Чебоксарах, вспоминает тепло. И в этот раз, приехав к нам на открытие арт-объекта, он рассказал, что с удовольствием “покатался по знакомым местам”, съездил на залив. Также он посетил Шоршельский музей космонавтики, побывал на молодежном форуме “МолГород”.

Арт-объект — это скамейка, украшенная металлической копией взлетающего самолета А-321 с одной стороны и кукурузой с другой. Металлические предметы ковали вручную в одной из чебоксарских кузниц. Скамья будет стоять возле главного корпуса ЧувГУ, на ней можно посидеть отдохнуть, сфотографироваться.

“Для меня это сюрприз, очень неожиданный. Скамейка мне понравилась, и дизайн, и литьё”, — делится впечатлениями наш герой.

Посвящение в члены авиамодельного клуба

Во время торжественного открытия руководитель новочебоксарского авиамодельного клуба “Чайка” Юрий Беднов вручил Дамиру Юсупову документ, свидетельствующий о том, что его приняли в почетные члены клуба, также ему подарили модель самолета, которую смастерили воспитанники “Чайки”.

“Очень приятно, что приняли меня в авиационный клуб. Будет возможность, приеду в гости”, — пообещал Дамир.

Cтихотворение в подарок

Еще один подарок — это стихотворение, посвященное Дамиру. Его вместе с родителями сочинила Мария Агеева, ученица чебоксарской школы № 45, победитель республиканского конкурса “Герои России — гордость Чувашии”, проходившего в  рамках Всероссий­ского проекта “Память героев”. Девочка мастерски прочитала стихотворение. Зрители и  наш герой слушали ее, затаив дыхание.

Смысл стихотворения сводится к тому, что надо всегда идти к своей мечте. И здорово, когда мечтают не о новом телефоне, а о том, чтобы, например, стать профессионалом в своем деле, спасти людей, как это сделал Дамир Юсупов.

Наверное, это и есть счастье, когда ты занимаешься любимым делом, о котором мечтал, делаешь его на отлично и получаешь от этого удовольствие.

А что уж говорить, если ты благодаря своему профессионализму сохранил жизни сотням людей. Мечтайте, достигайте целей, и мир станет лучше!

Регина МАКСИМОВА. Газета «Грани». 2021. 19 июня


«Уверен, что у высшего образования в Алатыре есть будущее, а коллективу Алатырского филиала предстоит славно поработать, сделав достоянием соотечественников плоды научных достижений»
Егоров Е.Г., заслуженный профессор Чувашского государственного университета имени И.Н.Ульянова, директор Алатырского филиала в 1994-2014 гг.