Жизнь в истории — Обзор литературы библиотеки Алатырского филиала к 200-летию со дня рождения Н.И. Костомарова

96 Просмотра

Николай Иванович Костомаров принадлежит к великим деятелям, которыми гордится русский народ. Он страстно любил историю и посвятил свое творчество и жизнь служению ей. Творчество Николая Ивановича Костомарова имеет мировое значение. Он один из величайших историков нашего Отечества. Мы до сих пор читаем  и изучаем его исторические исследования с тем же наслаждением, с каким его читали и изучали двести лет назад.

Родился Костомаров Николай Иванович 4 (16) мая 1817 года в имении Юрасовке Острогожского уезда  Воронежской губернии. Он был внебрачным сыном помещика и крепостной крестьянки. По отцу Николай Иванович был из рода великорусского дворянского —  Костомаровых. Род Костомаровых ведет свое начало с опричины Иоанна IV. Один из предков Костомарова во второй половине ХVII века участвовал в казацких восстаниях, бежал в пределы Московского государства и поселился в так называемой Острогожчине. Один из потомков этого Костомарова в XVIII веке женился на дочери чиновника Юрия Блюма и в приданое получил слободку Юрасовку (Острогожского уезда Воронежской губернии), которая перешла по наследству к отцу историка, Ивану Петровичу Костомарову, состоятельному помещику. Иван Костомаров родился в 1769 году, служил, и, выйдя в отставку, поселился в родном имении. Будучи малообразованным, он старался развить себя чтением, читая «со словарём» исключительно французские книги ХVIII века. И дочитался до того, что стал убеждённым последователем Вольтера. Согласно автобиографическим запискам историка, отец его был человек нрава крутого и крайне вспыльчивого. Будучи уже в пожилых летах, Иван Костомаров задумал жениться и выбрал невесту из своих крепостных – Татьяну Петровну Мельникову. Но венчаться с ней помещик не спешил, и сын Николай, будучи рождённым, ещё до официального заключения брака между родителями, автоматически стал крепостным своего отца.

 Образование будущий историк получал сначала дома и в частном пансионе в Москве, а после убийства отца своими крепостными, был переведен в пансион в Воронеже. В 1833 после окончания гимназии Костомаров поступил в Харьковский университет, где изучал латинский, французский, итальянский языки, серьезно занимался философией и историей, и в 1837 окончил курс со степенью кандидата. После недолгой военной службы в драгунском полку, в 1837 приехал в Харьков, где занялся историей, поэзией и собиранием фольклора.

Магистерская диссертация Костомарова «О причинах и характере Унии в Западной России» вызвала протест церковных властей и министра просвещения С.С. Уварова, усмотревшего в ней негативное изображение духовенства и сочувственное отношение к восстаниям крестьян и казаков. Все отпечатанные экземпляры были уничтожены. В 1844 за диссертацию «Об историческом значении русской народной поэзии» Костомаров получил степень магистра и преподавал русскую историю в частных пансионах Харькова, Киева, в Ровенской гимназии.

Костомаров стал одним из инициаторов организации Кирилло-Мефодиевского общества, целью которого было создание вольной федерации славянских народов и освобождение крестьян от крепостничества. В марте 1847 г. Костомаров был арестован по делу оппозиционного к власти Кирилло-Мефодиевского общества, год провёл в Петропавловской крепости, затем отбывал ссылку в Саратове с запрещением «служить по учёной части».

Являясь чиновником различных учреждений, продолжал заниматься историей, собирать фольклор и издавать свои труды. В 1856, после освобождения от полицейского надзора, получил возможность опубликовать ряд своих работ. В 1859 Костомаров был приглашен в Петербургский университет, на кафедру русской истории; где пользовался громадным уважением за мастерство лектора и свободомыслие. Костомаров полагал, что в русской истории борьба двух начал — удельно-вечевого и самодержавного — закончилась победой единодержавия в XVII в. Работы Костомарова, по мнению Н.А. Добролюбова, объективно служили подрыву официальной идеологии. Труд Костомарова «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» пользовался огромной популярностью, несмотря на то, что он «иногда приносил в жертву картинности историческую точность». Историк-художник, Костомаров сумел не только воскресить на своих страницах ушедшую жизнь, но и раскрыть исторический процесс, как становление «народной психологии», «народного духа». Большую работу вел Костомаров как член Археографической комиссии, редактировавший этнографически-статистические труды.

В марте 1862 г. Николай Иванович вышел в отставку и посвятил жизнь научной работе и литературному творчеству.  В.О. Ключевский писал: «Все, что было драматичного в нашей истории, особенно в истории нашей юго-западной окраины, все это рассказано Костомаровым, и рассказано с непосредственным мастерством рассказчика, испытывающего глубокое удовольствие от собственного рассказа». В 1864 г. Костомаров был без защиты диссертации удостоен докторской степени. Круг его интересов включал в себя особенности вечевого строя Древней Руси, историю и культуру украинского народа, русско-польские и русско-украинские связи, судьба массовых народных движений и т. д.

 С 1865 вместе с М.М. Стасюлевичем Костомаров издавал журнал «Вестник Европы».

Скончался 19 апреля 1885 г. в Петербурге.

Заслуги Николая Ивановича Костомарова в развитии русской историографии можно, без всякого преувеличения, назвать громадными. Им была внесена и настойчиво проводилась во всех его трудах идея народной истории. Сам Костомаров понимал и осуществлял её главным образом в виде изучения духовной жизни народа. Внося новые и плодотворные идеи в разработку русской истории, исследуя самостоятельно целый ряд вопросов в её области, Костомаров, благодаря особенностям своего таланта, пробуждал, вместе с тем, живой интерес к историческим знаниям и в массе публики. Глубоко вдумываясь, почти вживаясь в изучаемую им старину, он воспроизводил её в своих работах такими яркими красками, что она привлекала читателя. В лице Николая Ивановича Костомарова удачно соединились историк-мыслитель и художник — и это обеспечило ему не только одно из первых мест в ряду русских историков, но и наибольшую популярность среди читающей публики.

В научной библиотеке Алатырского филиала ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» наши читатели могут поближе познакомится со следующими трудами Николая Ивановича Костомарова:

Костомаров, Н.И. Бунт Стеньки Разина: Исторические монографии и исследования./ Н.И. Костомаров. —  М.: Чарли, 1994. – 640 с. – (Актуальная история России).

Кто был Стенька Разин — народный заступник или жестокий разбойник, вор, как говорили в старину? Откуда пошло название Русь? Совершал ли свой подвиг Иван Сусанин? Как русские еще до Петра пытались «прорубить окно в Европу»? В чем отличие западной церкви от восточной? Ответы на эти вопросы, а также размышления историка об исторических путях России и ее ближайших соседей, о славянском мире, о «свободе совести, мысли, слова и дела» вы можете найти, прочитав эту книгу.

 Костомаров, Н.И. Казаки: Исторические монографии и исследования./ Н.И. Костомаров. —  М.: Чарли, 1995. – 608 с. – (Актуальная история России).

Кто такие казаки — в прошлом и теперь? Этот вопрос задают сегодня многие. Некоторые утверждают, что казаки — особый класс, другие, что и вовсе отдельная нация. А есть еще и казаки-разбойники. Именно с такой оценкой казачества украинским историком П. Кулишом едко полемизирует автор книги, Н. И. Костомаров. Публикуемый же в книге роман-мелодрама «Черниговка» о судьбе простой украинской девушки — красавицы Ганны Кусивны тронет сердца не только любителей истории, а и всех, кто неравнодушен к писательскому слову. Сборник составлен как из работ, вошедших в санкт-петербургское издание 1903-1906 г.г., так и из статей, затерявшихся в газетах и журналах прошлого века и никогда не переиздававшихся. В тексте отчасти сохранены орфография и пунктуация автора.

 Костомаров, Н.И. Руина. Мазепа. Мазепинцы: Исторические монографии и исследования./ Н.И. Костомаров. —  М.: Чарли, 1995. – 8оо с. – (Актуальная история России).

Иные времена по запутанности и драматизму событий напоминают своего рода детектив, в особенности, когда совершаемые историческими персонажами действия попадают под разряд преступлений, влекущих и соответствующую кару. При этом «расследование» причин преступлений растягивается  порой на века, что подтверждают и включенные в эту книгу сочинения Н.И. Костомарова «Руина», «Мазепа», «Мазепинцы», составляющие своеобразную трилогию. Книга воспроизводится по Санкт-Петербургскому изданию 1903-1906 гг. В тексте частично сохранены орфография и пунктуация автора.

Костомаров, Н.И. Славянская мифология: Исторические монографии и исследования./ Н.И. Костомаров. —  М.: Чарли, 1995. – 688 с. – (Актуальная история России).

Сегодня, когда так возрос интерес к христианству, православию, резонно обратиться к еще более древним пластам нашей культуры — славянской языческой мифологии. Перун, Сварог, Даждь—бог, Раде—гаст, Свантовит, Бел—бог, Яровит, Жив, Лад, Лель — много ли мы знаем об этих божествах, олицетворявших у наших предков различные силы природы и человеческого бытия: света, солнца, весны, любви, войны? Славянская демонология, богатейшее народное поэтическое творчество, сотни приводимых в книге праздничных, семейных, любовных, солдатских, казацких, свадебных и т.п. песен делают ее своеобразной энциклопедией истории, нравов, быта — всей духовной жизни двух братских народов — русского и украинского. А все это должен знать каждый человек, уважающий свой народ, его историю и культуру. Материалы монографии были использованы Н.И. Костомаровым при чтении лекций в Киевском университете.

Костомаров, Н.И. Русские инородцы: Исторические монографии и исследования./ Н.И. Костомаров. —  М.: Чарли, 1996. – 608 с. – (Актуальная история России).

В настоящем томе собраны в одну книгу разбросанные по газетам и журналам XIX века удивительно актуально звучащие сегодня статьи, заметки, рецензии, полемика ученого. Открывающие книгу статьи и диспут с М. П. Погодиным о начале Руси и заключающий ее своего рода гимн России «Тысячелетие» удачно обрамляют публикуемые между ними работы о судьбе, культуре, обычаях народов, так или иначе соотносящихся с российской историей: скандинавов, греков, литовцев, финнов, татар, евреев и др. Как всегда большой цикл работ посвящен автором  малороссам, где он выступает как неустанный борец за образование и преподавание на Украине на родном языке.  В тексте частично сохранены орфография и пунктуация автора.

Костомаров, Н.И. Самозванцы и пророки: Исторические монографии и исследования./ Н.И. Костомаров. —  М.: Чарли, 1996. – 512 с. – (Актуальная история России).

Эта книга составлена из работ историка, затерявшихся в периодике XIX века.
Название «Самозванцы и пророки» вытекает из сопоставления автором разных исторических личностей: патриарх Фотий, Григорий Сковорода, Лжедмитрий
I, Марина Мнишек, лжецаревич Симеон, Емельян Пугачев, лжесын Петра Великого Луи Петрович и др. В книге много полемики по вопросам происхождения и государственного устройства Руси, просвещения, книгоиздания. В тексте частично сохранены орфография и пунктуация автора.

Книги ждут своих читателей!



«Уверен, что у высшего образования в Алатыре есть будущее, а коллективу Алатырского филиала предстоит славно поработать, сделав достоянием соотечественников плоды научных достижений»
Егоров Е.Г., заслуженный профессор Чувашского государственного университета имени И.Н.Ульянова, директор Алатырского филиала в 1994-2014 гг.