Истоки мечты о чувашском университете уходят своими корнями в XIX век. Большую роль в формировании образовательного пространства Чувашского края сыграл Казанский университет – центральное учреждение Казанского учебного округа. Под его протекторатом открывались новые учебные заведения, преобразовывались ранее открытые, велась подготовка национальной интеллигенции. Ученые Казанского университета и его выпускники занимались исследованием чувашского языка и этнографии народов Чувашского края.
В 1871 г., обучаясь в Казанском университете, великий чувашский просветитель И.Я. Яковлев вместе со своими единомышленниками создал алфавит для чувашского языка и подготовил первый букварь. Основанная им Симбирская чувашская учительская школа (позже Симбирская учительская семинария) стала базой подготовки преподавательских кадров для чувашского народа. В развитии этой школы большую помощь оказал Илья Николаевич Ульянов, открывший в Симбирской губернии ряд школ с обучением на чувашском языке. И.Я. Яковлев мечтал об открытии чувашского университета. В его воспоминаниях содержится фраза, которая была записана около 1918 г.: «Несколько лет тому назад мне пришла в голову мысль положить на длинный период времени тысячу рублей с тем, чтобы на этот капитал нарастали проценты, а когда скопится крупная сумма, можно было бы создать чувашский университет, – далее И.Я. Яковлев сетует: – Совершившийся в России государственный переворот сделал невозможным осуществление такого проекта».
На самом деле установившаяся в Чувашии советская власть осознавала необходимость подготовки кадров высшей квалификации. В первую очередь необходимо было повысить образовательный уровень выходцев из рабочего класса и крестьянства, и попыткой осуществить эту задачу стали народные университеты. В марте 1919 г. в Чебоксарах был открыт Народный (Пролетарский) университет, который, однако, имел мало общего с классическими университетами, ибо его целью было обучить взрослое население грамоте и элементарным знаниям. Тогда же в Симбирске был открыт Симбирский народный университет, ректором которого стал сын просветителя профессор А.И. Яковлев. Одновременно Симбирская учительская семинария была 15 июля 1920 г. преобразована в Чувашский институт народного образования (ЧУВИНО), и А.И. Яковлев стал заведующим его учебной частью. По сути, это был первый чувашский вуз, который после образования Чувашской автономии находился в ведении ее правительства.
Учитывая планы В.И. Ленина организовать чувашскую автономию со столицей в г. Симбирске, можно предположить, что и И.Я. Яковлев, и его сын, профессор А.И. Яковлев, мечтали о чувашском университете именно в этом городе. Однако столицей созданной в июне 1920 г. Чувашской автономной области (с 1925 г. Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика) стал г. Чебоксары.
20 августа 1920 г. по случаю образования автономии Ревком ЧАО постановил построить Крестьянский дом на Красной площади, поставить памятник в ознаменование объявления ЧАО в саду «1-е мая», открыть государственный университет и Чувашский государственный театр, соединить железной дорогой областной центр с. Шихранами (ныне г. Канаш). На месте университета был заложен памятный камень. Однако в Чебоксарах после образования автономии был огромный дефицит помещений. Среди ее руководителей не было лиц с высшим образованием.
Для организации университета из Казани был приглашен профессор, доктор наук Н.В. Никольский. Он был крупнейшим специалистом по истории и этнографии чувашей, создавшим богатейшее собрание материалов, состоящее из 249 томов. Он уже имел опыт преподавания в Казанском университете, был известен как основатель первой чувашской газеты «Хыпар». В 1919 г. он принял участие в открытии центральной восточной музыкальной школы (Восточной консерватории) в Казани. В эти же годы Никольский преподавал в Казанском педагогическом институте и Высшем институте народного образования. Таким образом, в 1920 г. у Н.В. Никольского были и желание, и определенный опыт организаторской работы по созданию новых учреждений в духе времени.
Осенью 1920 г. Н.В. Никольский предложил структуру Чувашского университета в составе 5 факультетов (естественных наук, общественных наук, социально-исторический, математический, медицинский). Начался набор студентов-медиков, подбирались кандидатуры на должности деканов и преподавателей. «Предполагался приезд на постоянное жительство в столицу Чувашии некоторых казанских профессоров, в том числе известного тюрколога, автора 17-томного “Словаря чувашского языка” профессора Н.А. Ашмарина. Однако из-за отсутствия соответствующей материально-технической базы, учебных корпусов и общежитий, научно-педагогических кадров открыть университет в Чебоксарах в 20-х гг. не удалось».
Для подготовки кадров из числа чувашской молодежи 29 декабря 1921 г. в Чебоксарах был открыт Чувашский рабфак, выпускники которого после окончания направлялись в Казанский государственный университет, в Иваново-Вознесенский политехнический институт и другие вузы. Однако «обучение уроженцев Чувашии за ее пределами не давало достаточных гарантий в систематическом и планомерном пополнении рядов интеллигенции, особенно коренной (титульной) национальности».
1 октября 1930 г. был открыт первый из действующих поныне вуз на территории Чувашии – Чувашский педагогический институт. В сентябре 1931 г. начал свою работу Чувашский сельскохозяйственный институт. Систему образовательных учреждений республики дополнили Учительский институт, открытый в 1934 г. при Чувашском пединституте, а также Алатырский учительский институт (1938–1941). Для подготовки к поступлению в вузы в 1932 г. действовали 4 дневных и 3 вечерних рабфака. Так были заложены основы формирования массовой чувашской интеллигенции.
Эвакуированные в республику во время Великой Отечественной войны предприятия дали толчок к индустриальному развитию региона, развитию электротехнической промышленности, что привело к дефициту инженерно-технических кадров. «На вводимые в эксплуатацию индустриальные предприятия приезжали выпускники вузов из других городов, что снизило представительство чувашей среди специалистов с 60 до 55%». Ежегодно потребность в специалистах с высшим образованием составляла 2 тыс. человек, но реально в республику их прибывало в два раза меньше.